Как гиалуроновая кислота побеждает старение кожи
Возможно ли полностью разгладить морщины на лице без хирургического вмешательства?
Почему кожа стареет и морщится? Возможно ли повернуть этот процесс вспять?
Ответ на второй вопрос — да, возможно. Но об этом дальше. Начнём с первого.
Причина, по которой на частях тела, открытых атмосферному и световому воздействию, появляются морщины, известна давно. Кожа изнашивается и стареет из-за внутриклеточной сухости, то есть из-за недостатка жидкости в клетках.
Почему кожа теряет свою природную влагу, тоже давно установлено. Это происходит тогда, когда в клетках эпителия под воздействием излучения и температурных перепадов возникает недостаток гиалуроновой кислоты.
В детстве и в ранней юности кожа содержит большое количесттво этой кислоты — не просто столько, сколько клеткам нужно, а с большим запасом. Крупные молекулы кислоты (громоздкие и неповоротливые, в сравнении с молекулами воды) создают внутри клетки естественную вязкость, и это удерживает воду, предохраняя клетку от быстрого высыхания.
Плотные, упругие щёки ребёнка, гладкая кожа вокруг губ подростка, остающаяся без морщин и складок, сколько бы он ни улыбался — это свидетельство, что «гиалуронка» переполняет клетки их кожи до отказа.
К восемнадцати-двадцати годам в клетках становится уже меньше гиалуроновой кислоты, но это ещё не заметно: кожа у молодого человека по-прежнему упругая и плотная. Она запрограммирована оставаться без морщин несколько десятилетий.
Но, к сожалению, на практике первые мелкие морщины появляются раньше. Причин тому три: мода на красивый загар, обилие мясной пищи и курение.
Главная причина — первая, избыточное воздействие солнечных лучей. Самое губительное солнечное облучение— такое, при котором кожа краснеет, а не темнеет. Потемнение кожи при загаре означает, что кожа нарастила пигментный слой для лучшей защиты от ультрафиолета. А покраснение — знак, что солнечные лучи проломили пигментную защиту и начали поражать клетки.
Вообще-то умеренное воздействие солнечных лучей полезно для организма. Но полезно только тогда, когда солнце лишь прогревает наружный слой клеток, а не сжигает его. Увы, на «гиалуронку» солнечный ультрафиолет в любом случае действует плохо: её хрупкие молекулы начинают разрушаться, а их осколки немедленно выводятся вон — с помощью той же воды, которой поэтому требуется больше, а остаётся всё меньше.
Но если сами клетки при этом остались целы, а организм молод — не беда, запас кислоты восстанавливается быстро. Если же клетки повреждены ультрафиолетом, или если процессы в организме замедлены, — а тем более если произошло и то и другое сразу, — нехватка кислоты затягивается. Хуже того: кожа начинает привыкать к дефициту и воспринимает его как новую норму.
Лишённые гиалуроновой кислоты клеточные мембраны становятся мягкими — и одновременно сжимаются. Впустить крупные молекулы кислоты мембране становится труднее. Клетка съёживается, кислоты в ней становится совсем мало. А мало кислоты — мало и воды.
Это можно наглядно смоделировать на примере яблока, сорванного с дерева. Такое яблоко способно лежать довольно долго и не портиться: кожура по-прежнему предохраняет его от бактерий. Но сама кожура уже не получает влаги через черенок. Поэтому она постепенно теряет упругость, покрывается мелкими морщинками, становится сперва шероховатой, а потом и волнистой — совсем как кожа на лице.
К тридцати пяти годам в клетках кожи лица начинается процесс, похожий на высыхание яблочной кожуры; или, если угодно, на старение резины в воздушном шарике. Шарик можно рассматривать как модель клетки. Эластомер в его резине условно играет такую же роль, как гиалуроновая кислота для лица, а воздух внутри шарикабудет аналогом влаги в клетке. По мере того как эластомера становится меньше, воздух понемногу выходит через микропоры, а новый не поступает. Давление внутри шарика падает, его оболочку уже ничто не распирает изнутри, и он начинает всё больше напоминать тряпочку, покуда окончательно не сморщится.
Никогда не приходилось слышать про эту кислоту. Какое-то новое открытие?
Гиалуроновая кислота была открыта в 1934 году, о формах её существовании внутри организма биологам известно примерно с середины прошлого века. Механизм её воздействия на здоровье и долголетие клеток был более-менее подробно описан два десятилетия назад, и тогда же стали проводиться первые опыты по биоревитализации гиалуроновой кислотой.
Возможно ли подкормить клетки гиалуроновой кислотой извне, через поверхность кожи?
Да, возможно. Именно этот метод использовался первоначально. Состоит он в том, что мази и другие препараты гиалуроновой кислоты втирают в кожу. Это хороший метод, но он длителен и трудоёмок. Втирать следует каждый день, и количество кислоты, попадающее в клетки, невелико. Да и результаты подкормки через втирание держатся лишь несколько суток; тогда как результат инъекции сохраняется несколько месяцев.
Как производится инъекция?
Делается серия небольших подкожных впрыскиваний. Нижний слой кожи — наиболее благоприятная зона, в которую должна попасть гиалуроновая кислота. Носогубные складки — наилучшее место для инъекций.
Расстояние между точками впрыскивания подбирается такое, чтобы при рассасывании кислота равномерно распределилась по эпителиальным клеткам. Это расстояние слегка варьируется: для более молодой кожи оно побольше, для кожи с сильно иссохшими клетками — точки инъекции гуще.
Что происходит внутри клетки после того, как в неё попадает доза кислоты?
В клетках в любом случае присутствует собственная гиалуроновая кислота, — просто в высохшей клетке её мало. Поскольку кислота — биоактивное вещество, хорошо знакомое клетке, никакого шока новизны не происходит. Полученная порция кислоты сразу же начинает работать, как в то время, когда клетка была молода: переформатирует среду и «цепляет» клеточную влагу (как у ребёнка), не позволяя воде уходить сквозь мембраны. Это восстанавливает изначальный размер клеток и возвращает их в то положение, в каком они находились до того как съёжились и просели. Бороздки на коже, образованные проседанием клеток, разглаживаются и исчезают.
Природа распорядилась, чтобы с возрастом в коже было меньше кислоты. Может, так и надо? Не вредно ли добавлять её волевым решением?
Гиалуроновая кислота— не искусственный стимулятор. Это природный биополимер, и его основная функция — поддерживать влажность соединительных межклеточных волокон. Организм не вечен, он, к сожалению, изнашивается в непрерывном режиме. Но клетки, сохранившие влажность, стареют медленнее, поскольку вода — главный инструмент обмена веществ.
Например, приверженцы восточных медицинских школ тщательно заботятся о здоровье всю жизнь. Режим питания и дыхания йогов направлен на поддержание влажности внутри эпителия. И те из них, которые могут позволить себе не работать на вредных и изнурительных производствах, сохраняют гладкую кожу до глубокой старости. Инъекции гиалуроновой кислоты— не попытка переупрямить законы природы, а воссоздание именно таких условий, в каких клетка находилась бы, если бы на протяжении жизни не подвергалась изнашивающему воздействию враждебной среды (солнечный ультрафиолет; табачные смолы с никотином; мясные ферменты, ускоряющие старение; атмосферные загрязнители, химический состав которых варьируется чрезвычайно широко).
Но если йоги достигают такого результата без всяких впрыскиваний— может быть, вы предлагаете неправильный путь?
Конечно, люди, которые живут примитивным хозяйством, дышат незагрязнённым горным воздухом и не употребляют токсичную городскую еду, сохраняют юношескую кожу до глубокой старости. Им инъекции не нужны.
Но всё имеет свою цену. Жизнь человека, всегда занятого заботой о собственном здоровье показалась бы невыносимо скучной для большинства людей западной культуры. Не говоря уже о том, что средняя продолжительность жизни тех, кто живёт «лицом к природе», гораздо меньше, чем на Западе: до 50 лет у них доживает хорошо если четверть всех родившихся.
Да, нездоровый образ жизни — слабая сторона Запада. Но Запад достиг огромных успехов в медикаментозной и оперативной медицине, в защите от бактерий и вирусов, в создании безопасной среды обитания, несопоставимой со странами Третьего мира.
Знание физических и химических процессов, происходящих в организме, понимание их причин и последствий, умение их направлять — тоже заслуга западной науки, а не восточной «эзотерики».
Долго ли сохраняется результат?
Процедура впрыскивания кислоты через кожу исключительна именно благодаря длительности её эффекта. В принципе, никакая косметика с гиалуроновой кислотой не может даже сравниться: результат инъекции держится не день, не два и даже не неделю, а от полугода до года (в зависимости от режима питания; дольше всего — при фруктово-овощной диете).
Но к концу этого срока инъекцию надо будет повторить, иначе морщинки снова начнут давать о себе знать. К сожалению, чудес не бывает.
Замечательно, однако, то, что срок действия каждой последующей процедуры — такой же, как и предыдущие. Эффекта привыкания не возникает, увеличения дозы не потребуется никогда.
Даёт ли эта процедура побочные эффекты?
Один побочный эффект она несомненно есть! Когда гилауроновая кислота достигает суставов шеи, они начинают лучше работать, в них возникает ощущение юношеской гибкости.
К сожалению, этот «побочный эффект» недолог. Но всё же это приятное дополнение к омолаживающему действию кислоты.
Из негативных побочных эффектов были зафиксированы случаи временного покраснения кожи (держится несколько дней), жжения в местах инъекции (исчезает приблизительно через сутки), лёгкий зуд и припухлость (исчезает через несколько часов).
В чём главное преимущество процедуры омоложения кожи при помощи гиалуроновой кислоты?
Она натуральна.
Часто перед пациентом стоит выбор: либо лечение природными средствами — но медленное и кропотливое, либо лечение быстрое и радикальное — но с помощью синтетических медикаментов, которые у многих вызывают инстинктивную опаску.
Подкожные уколы гиалуроновой кислоты не требуют такого выбора. Лечение направлено на достижение быстрого результата, и при этом используется натуральное вещество, которое не может вызвать отторжение или принести вред.
- Комментарии